Регистрация Напомнить пароль

Санкт-Петербург
тел.: +7 921 327 35 89
e-mail: inbox@velotur.ru


Полезная информация для тех,
кто собрался в велопутешествие

Петербург - паром - Хельсинки - Фискарс - Ханко - Разеборг - Порккала - Хельсинки - паром - Петербург


Представляем новый маршрут,
составленный большим любителем Юго-Западной Финляндии
и автором двух путеводителей об этой стране, И. Гуревичем...

Юго-западная Финляндия

Почему маршрут называется "Шведская Финляндия"?

Когда-то, вся Финляндия принадлежала Швеции, а ее берега были заселены шведами. Финляндия даже не имела никакого намека на автономность, считалась частью (провинцией) собственно Швеции, и шведы жили здесь как дома. Ну, а нам какая разница? Финны или шведы? Каждый народ имел свою историю, и в отличие от финнов, шведы строили замки и дворцы, украшали свои городки памятниками архитектуры. В этих краях создался уголок настоящей Швеции, но на территории Финляндии.

Чем интересен район Юго-Восточной Финляндии? Во-первых, там много старинных красивых шведских городков. Во-вторых, в лесах затеряны усадьбы, и даже замок. В-третьих, эта часть Финляндии – самая теплая часть страны! В-четвертых, здесь есть места связанные с Российской историей. Помните слова из учебника про оборону Ханко в 1941 году? Менее известна советская военно-морская база Порккала, которая действовала в пригороде Хельсинки с 1944 по 1956 годы, остатки которой мы тоже увидим.

Мало кто знает, что полуостров Ханко был отрезан Финнами оборонительной линией, аналогом линии Маннергейма. Она тоже хорошо сохранилась на местности. И, конечно же, здесь, как и в остальной Финляндии есть озера, леса, гранитные скалы… Есть сауны, кафешки и музеи… Есть тихие дорожки, асфальтовые и грунтовые - с холмиками и ровные. Есть где покататься!

Но обо всем по порядку.

Маршрут начнется в центре Петербурга, где мы сядем на паром, который отправляется в 20-00. Вместо многочасового сидения в автобусе и стояния на границе нам предстоит морское путешествие до Хельсинки в комфортабельных каютах. Самое интересное – выход из Невской губы, где мы пройдем мимо фортов в Финском заливе, мимо Кроншлота и Константина, увидим Кронштадт и его морской собор.

Юго-западная Финляндия, дорожкиПервый ходовой день. 70-75 км.

Утром мы прибываем в центр Хельсинки, проходим пограничный контроль, грузим вещи на машину сопровождения, собираем велосипеды и едем по набережным финской столицы на запад. Сам Хельсинки мы посмотрим на обратном пути.

Велодорожка ведет нас в Эспоо, город спутник Хельсинки, и далее покидает урбанизированную зону и уходит в поля и леса.

Кто знает Финляндию, будет удивлен, какая разница между востоком и севером страны и южным побережьем! Здесь Финляндия уже не "суровый северный край". Скорее, некая идиллическая страна, заселенная людьми понимающими толк в жизни в лесу. Здесь нет привычных нам заборов, а дорожка может проходить, чуть не задевая угол дома, как на фото справа.

Если дорожка грунтовая, то за ней ухаживают: на ней не будет луж, крупных выбоин. Вроде и по лесу идет, а дорожка как у нас в парках. Ездить по ним на велосипеде очень приятно.

Второй ходовой день. 72 – 77 км

Наконец, кроме леса, мы увидим много интересного. Начинаются интересные достопримечательности для нас со старинного городка Фискарс, который ныне превращен в музей. А почему? Потому, что поселок был основан на железных разработках в 1649 году. Здесь развивалась не только добыча, но и переработка железа. Причем, не просто переработка в «окатыши» или «прокат», а в машины и механизмы. Первая паровая машина Финляндии была создана здесь. За три с половиной века, в Фискарсе было выстроено много зданий, многие из которых дошли до наших дней и используются как музеи. Красиво, интересно и познавательно.

На ночевку мы переедем в соседний городок Таммисаари. Он тоже интересен, так как находится на мысу, с двух сторон омываемых фьордами. Не знали, что в Финляндии есть фьорды? Ну, конечно, они не такие красивые, как в Норвегии, где фьорды находятся в горах. Но тоже выглядят красиво.

музей в ХанкоТретий ходовой день. 60-65 км.

Сегодня мы поедем вдоль моря и достигнем Ханко, «города и полуострова». Но для начала мы в лесу посмотрим на укрепления, которые финны построили перед войной, опасаясь, что советская военная база в Ханко, образованная после зимней войны, может послужить плацдармом для атаки на Финляндию. Сохранились окопы и бетонные доты. Действует небольшой музей военной техники.

В Ханко мы увидим знаменитый маяк, погуляем по центру города. Увидим монумент защитникам Ханко. Да! Нашим войнам, матросам, которые защищали летом-осенью 1941 года Ханко. Финны не сносят этот памятник, хотя, конечно, на эту страницу истории у них видимо иной взгляд.

А, вообще, Ханко - порт с которым у финнов связано много печали. Именно через этот порт в свое время уехало почти 10% населения страны в иммиграцию в США и Канаду. Не верится даже, что есть страны, куда можно уехать из самой Финляндии! И тем не менее, на пароходах, груженых маслом - основой финского экспорта того времени, люди плыли в поисках лучшей жизни из порта Ханко в Америку.

Останавливаемся в кемпинге на берегу моря. Будет ли море теплым? Не исключено. Но что будет точно - это песчаные пляжи, сосновый лес, чистый воздух. Словом - все как обычно. В Финляндии.

Четвертый ходовой день. 85-87 км.

замок РазеборгСегодня мы хорошо покатаемся. 80 километров – хорошее расстояние, особенно для извилистых финских второстепенных дорог. Ехать по ним большое удовольствие. Проехав западным берегом полуострова Ханко, мы замкнем круг в Таммисаари, проедем этот городок и направимся к замку Разеборг.

Вряд ли я ошибусь, сказав, что замок Разеборг входит в десятку самых значимых памятников Финляндии. Некогда замок был построен посреди озера и был окружен водой. А теперь он стоит на скале посреди поля. Используется как музей, можно посетить. В отличие от соседней усадьбы Фагервик, которая – частная собственность.

Неплохо иметь такую собственность в виде небольшого дворца на берегу озера… Посмотрим на нее со стороны и продолжим путь на восток.

Пятый ходовой день. 70 км

музей в ХанкоЭтот день будет посвящен советско-финской «дружбе». Увы, слово «дружба» тут в кавычках. Мы побываем на территории бывшей военной базы Порккала, увидим остатки ее сооружений, оберегаемых финнами. Побываем в музее, почитаем финскую пропаганду. Да, пропаганда бывает не только советской.

Например, что пишут о советской военной базе финны тех лет? Что на ее территории не пели птицы. По всей Финляндии пели, а на полуострове Порккала – нет. Зато во время существования базы здесь «развелось огромное количество змей». Во всей остальной Финляндии змей нет, а тут они кишмя кишели. Да, люди везде одинаковы, и чужаков, особенно военных, на своей территории не любят. Отсюда и такой фольклор.

Кроме военной базы в Порккала действовал колхоз, где, видимо, выращивались продукты для военных. Сохранилось кладбище. Увы, даты рождения и смерти захороненных наводят на печальные мысли – советские солдаты и матросы гибли в мирное время, просто проходя воинскую службу. Сохранился деревянный мост, построенный с расчетом на то, чтобы танки могли по нему ездить. Представляете себе конструкцию из дерева, рассчитанную на нагрузку в 50 тонн? Финны берегут этот мост, полагая его архитектурной достопримечательностью. Заночуем мы недалеко от Хельсинки.

Шестой ходовой день. 20-45 км

Вечером мы вновь сядем на белый пароход, который из центра Хельсинки увезет нас в центр Петербурга. А утром мы сядем на велосипеды и приедем в Хельсинки. В городе у нас небольшая велосипедная экскурсия, которая завершится прямо у места отхода парома. Перед посадкой еще будет немного времени, чтобы самостоятельно погулять по городу, или съездить в Суоменлинну. Кстати, в Суоменлинне тоже располагалась русская военная база. Но не во время Второй мировой, а во времена империи. Там есть что посмотреть!

Так, что у нас со стоимостью маршрута?

Стоимость можно посмотреть на странице Календарь, и добавить к ней билеты на паром. Билеты бывают разными. Мы, например, довольствуемся недорогими билетами по 40-42 евро за один билет в одну сторону (курс плавает). Такие билеты продаются как на поезд: отдельно в мужские и женские каюты. Впрочем, львиную долю времени мы проводим вне каюты, на палубе или в ресторанах. Вы можете взять (попросить нас) каюту дороже, например, с видом на море.

Хорошо, а что входит цену, без стоимости парома?

-проживание - питание: завтраки, ланчи, ужины, кроме дня в Хельсинки, где входит только завтрак.
- гиды (не лично, а в виде услуг) и их машина сопровождения, перевозящая багаж, а также убитых и раненых.
- возведение достопримечательностей по маршруту. Особенно сложно было возводить замок на скале в Разеборге.

Что не входит в стоимость маршрута?

- входные платы в музеи.
- питание на пароме
- визы и их получение.

 

Подать заявку со страницы Календарь! 6 дней и два парома.

inbox@velotur.ru